РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ - ИУДЕЙСКИЕ

РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ

ИУДЕЙСКИЕ

Стена Плача или Западная Стена (ивр. הכותלהמערבי‎, ха-Котель ха-Маарави, англ. WesternWall) — часть массивной каменной стены вокруг Храмовой горы Старого города Иерусалима, уцелевшей после разрушения Второго Храма римлянами в 70 г. Стена Плача считается считается самым священным местом в иудаизме. Дошедшая до нас Стена Плача — западная часть опорной стены, окружающей Храмовую гору. Общая длина Стены 488 м. Стена была сооружена в 19 г. до н.э. Иродом Великим для поддержания земляной насыпи, сделанной в период расширения территории Храма.  Длина Стены Плача 57 м, высота — 19 м (видимая часть) и 32 м — с фундаментом. 
Стена Плача состоит из 45 рядов кладки, 28 из которых расположены над уровнем земли и 17 под землёй. Первые 7 видимых рядов камней относятся к периоду правления Ирода, следующие 4 ряда к омеядскому и 14 к оттоманскому периодам. Верхние 3 ряда были построены по распоряжению Верховного муфтия Иерусалима до 1967 г. Для эффективной поддержки насыпи каждый последующий ряд каменных блоков устанавливался с уступом внутрь Стены. 
Стена была построена без скрепляющего раствора из обтёсанных камней разных размеров, в среднем длиной 1-1,2 м и шириной — 1,5-3 м и весом от 2 до 8 т и более. 
Имеется ещё два участка открытой Стены, один длинный (80 м) в в южной части и другой короткий, который называют Малой Стеной плача рядом с Железными воротами. 
Стена Плача — самое святое для евреев место. Местом молитвы Стена стала после разрушения Храма, когда евреи начали оплакивать уничтоженную святыню и молить Бога о возрождении Израиля, отсюда и происходит её название — Стена Плача. 
По окончании Войны за независимость в 1948 г. Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 г. евреи к Стене Плача не допускались. Во время Шестидневной войны израильские войска заняли Старый Город и молитвы у Стены Плача возобновились. 
Стена Плача в течение столетий являлась символом веры и надежды многих поколений евреев. Возле Стены плача можно найти молящихся в любое время суток. Миллионы туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены. 
По традиции, мужчины подходят к Стене Плача слева, а женщины справа. К Стене Плача могут подходить и не евреи, если они соответствующим образом одеты и носят головные уборы (кипу, головной убор, можно получить на время у смотрителей). 
Площадь перед Стеной Плача является огромной синагогой под открытым небом. На площади проходят торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима, приносят присягу новобранцы ЦАХАЛ. Здесь отмечают торжественные события, например, достижение детьми возраста религиозного совершеннолетия (Бар мицва и Бат мицва). Некоторые приходят к Стене, чтобы читать Книги псалмов, другие вкладывают между камнями листочки с просьбами к Всевышнему. В дни поста, посвященного разрушению Храмов люди, сидя на земле, читают Плач Иеремии и поют траурные мелодии. 

Еврейское кладбище на Елеонской горе — древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к Кедронской долине. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Елеонскую гору и оттуда, по звуку трубы Иехезкеля, начнется воскресение мёртвых: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу». 
В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 тыс. могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам (напр., Авессалому). 
Захоронение здесь началось еще в эпоху Первого храма, о чем свидетельствуют многие катакомбы между и под домами арабского квартала Силуан. В эпоху Второго храма кладбище сдвинулось на север, покрывая склоны Елеонской горы (от этого периода сохранились Яд Авшалом и гробница Захарии бен Иехояды). Остальные памятники относятся в основном к последним векам. На Еврейском кладбище расположены так называемые могилы пророков — пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария.

Коразим или Хоразин (ивр. כּוֹרָזִים‎; арам. כּוֹרָזִין) — древний город в Верхней Галилее, в Израиле. Находится в 3,5 км к северу от Капернаума. 
Был разрушен до 339 г. Евреи жили здесь также в V-VII и XIII-XV вв. Сейчас представляет собой холм. Большая часть строений сделана из чёрного базальта. При раскопках была обнаружены остатки синагоги III-IV вв. Среди декора символы иудаизма и греческой мифологии. Содержит скульптурную композицию — двух каменных львов. Была также найдена миква. В 1983 г. в Коразиме устроен архитектурно-археологический заповедник. В 2000 г. Коразим был номинирован на внесение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гора Сион (ивр. הרצִיּוֹן‎‎,Цийон; этимология неясна, возможно, «цитадель» или «укрепление на холме») — юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость. Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма. Сион со всех четырёх сторон окружён долинами: на западе — долиной Гихон, на юге — долиной Еннома, на севере и востоке — Тиропеон. Последняя в настоящее время вся застроена, а в прежнее время, начинаясь от теперешних Яффских ворот, шла через город с запада на восток, отделяя Сион с вышним городом от холма Акры, на котором лежит нижний город; потом, огибая гору храма с юга к востоку, отделяла здесь Сион от Храмовой горы и, простираясь на юг, входила в главную долину, образуемую соединением долины Еннома с долиной Кедрон. До завоевания Иерусалима царём Давидом Сион находился во власти иевусеев, которые построили там крепость. После взятия крепости Давидом Сион получил ещё одно название — Ир-Давид (Град Давидов). В скалах Сиона были гробницы Давида и других царей. 
Позднее название Сион стало включать и холм Офел, а иногда и Храмовую гору. В эпоху Хасмонеев горой Сион называли Верхний город Иерусалима. Из трёх стен, окружающих Иерусалим, стена, окружающая Сион была древнейшей. Эта территория была обнесена стеной уже к I в. н. э. В наши дни по хребту Сиона проходит южная стена Старого города Иерусалима, построенная турками-османами в XVI в. До конца XIX в. южная часть горы лежала вне города. На вершине холма расположены 
Сионские ворота, ведущие в Старый город, перед которыми стоит Храм Успения Богоматери в Сионе.

Еврейский квартал (ивр. הרובעהיהודי‎, араб. حارةاليهود‎) — юго-восточная часть Старого города, граничит с запада  с Армянским кварталом, на севере, около Стены Плача, с Мусульманским кварталом и на востоке примыкает к Храмовой горе.  Площадь Еврейского квартала, самого маленького из четырех кварталов в Старом городе составляет 9 га или 14% площади Иерусалима. Еврейский квартал считается самым древним из всех кварталов Старого города. 
Еврейский квартал находится на территории Верхнего города периода Второго храма, где тогда селилась только знать.  После разрушения Иерусалима евреи жили на восточном склоне Сиона, и только во времена мамелюков еврейская община вновь стала возрождаться в этом месте. В XV в. в Иерусалим прибыло много испанских евреев-иммигрантов, они селились в районе Иерусалима, который сегодня называется Еврейским кварталом. 
После завоевания Палестины египтянами в 1831 г. евреям был разрешен свободный доступ к Стене плача, позволено строить синагоги. В период 1835-36 гг. были возведены четыре сефардские синагоги. Кроме этого стали открываться учебные заведения и медицинские учреждения. 
К началу Британского мандата в Еврейском квартале проживало около 20 тыс. евреев. Нарастающий поток еврейских репатриантов вызывал враждебное отношение арабского населения. Столкновения с арабами произошли в 1920-21 гг., а в 1929 г. жители Еврейского квартала стали покидать Старый город. Во время Войны за независимость Еврейский квартал защищал отряд Хаганы.  Квартал был атакован 15 мая 1948 г. частями Иорданского легиона и местными арабами. После двухнедельной обороны защитники капитулировали и Еврейский квартал оставался под контролем Иордании до 1967 г. 
После 
Шестидневной войны (1967 г.) Иерусалим, разделенный на израильскую и иорданскую части,  был воссоединен. Еврейский квартал, разрушенный иорданцами, был реконструирован по старым чертежам. До реставрации Еврейского квартала, городские власти предоставили возможность археологам провести работы, в результате которых было сделано много археологических открытий.

В середине XIX в. евреи жили только на двух улицах: ул. Мейдан (ныне ул. Маво Хаей Олам) и Еврейской улице. На нынешней ул. Хабад евреи стали селиться только в 50-х гг. XIX в. Дома здесь, как и на большинстве других улиц, были одноэтажными или двухэтажными, маленькими и бедными. Располагались эти домишки как попало, без какой-либо системы, перейти с одной улицы на другую можно было только по узким, кривым переулкам. В XIX в. еврейское население стало интенсивно расти, границы Еврейского кварталарасширились, к западу и к северу от древних синагог, по направлению к Стене Плача. 

Капернаум, Кафарнаум, КфарНахум («городок Наума») — памятник истории, в прошлом — город на северном берегу Галилейского. Расположен в 5 км к северо-западу от Табхи. Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. В Капернауме в синагоге проповедовал Иисус Христос. Население 500 человек. 
Капернаум
 был основан около 2500 лет назад. К I веку н. э. Город представлял собой небольшой рыбачий поселок, был огражден городскими стенами в 1000×500  шагов. 
Иосиф Флавий пишет о Капернауме как о цветущем городке, где занимаются рыболовством, торговлей и сельским хозяйством. Город процветал благодаря своему местоположению: на границе двух тетрархов — братьев Иродов, Антипы и Филиппа, и «на пути приморском» — римской Via Maris, военно-торговой дороге, соединявшей Кесарию Стратонову (на Средиземном море) с Дамаском и Малой Азией. 
В городе была мытница (место сбора податей), которая взимала таможенную пошлину с пересекавших границу. Откуда был призван на апостольство мытарь Матфей, будущий Евангелист. После завоевания Палестины римлянами в Капернауме стоял отряд легионеров, во главе с римским центурионом, перешедшим в иудейство и построившим синагогу, в которой Иисус читал проповеди.  «Он любит народ наш и построил нам синагогу», — говорили Христу иудейские старейшины. Это был  тот самый «капернаумский сотник», слугу которого исцелил Иисус. 
Во II в. в Капернауме образовалась община евреев, перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь и он стал оплотом христианства в районе. 
Примерно в VII в. город исчезает. В ХIХ в. земли вокруг Капернаума купили у бедуинов францисканцы и построили монастырь.
В 1838 г. были обнаружены развалины Белой синагоги, построенной в III-IV вв. на месте более древнего сооружения, возможно, синагоги в которой проповедовал Иисус. Белая синагога — светлое и величественное здание, сложенное из плит белого, отполированного, как мрамор, известняка с коринфскими колоннами. Рядом была найдена кладка восьмиугольного здания и мозаичный пол церкви, которую построили первые христиане на месте дома Симона (апостола Петра).

Цфат (Сафед) — город Северного округа, расположен  в центре Верхней Галилеи на нескольких холмах на высоте 800-900 м над уровнем моря (выше других городов Израиля).  Из города открывается  красивый вид на озеро Кинерет на юго-востоке, Средиземное море на западе и на покрытую снегами вершину горы Хермон на севере. Город окружен живописными горами, в которых текут речки и бьют источники. Воздух здесь чистый и прозрачный. 
Расстояние до Хайфы — 75 км, до Тель-Авива — около 160 км, до Иерусалима — около 200 км. Цфат, один из четырех святых городов иудаизма вместе с Иерусалимом, Хевроном и Тибериасом. 
Во времена Второго храма Цфат был одним из городов-крепостей, где закрепились повстанцы-зелоты. Во времена крестоносцев и мамелюков город был окружным центром. 
Цфат приобрел свою славу не в библейские времена (в Библии Цфат не упоминается), а в средние века (16-17 века), когда целая плеяда известнейших раввинов-мистиков  переселились сюда из Испании и Португалии.  С тех пор религиозные евреи не покидают Цфата.  До наших дней Цфат остается важным духовным центром изучения иудаизма  и каббалы. 
Некая невидимая сила тянет сюда и людей искусства. Город Цфат знаменит колониями художников, галереями и мастерскими, в которых выставлены плоды творчества местных мастеров.  На территории колонии художников находится наиболее известные в еврейском мире синагоги, свидетельствующие о расцвете еврейской культуры в городе 500 лет назад, когда Цфат был одним из мировых центров мистического учения — каббалы. 
Древний город сосредоточен вокруг старой крепости, большая часть которой теперь скрыта под землей. Эта крепость — одна из достопримечательностей города. Когда крестоносцы ее укрепляли и достраивали, они окружили ее двойной стеной, высота которой доходила до 28 метров; на наружной стене возвышалось 7 башен. Колодец обеспечивал водой обитателей крепости. Животные приводили в движение его механизм из веревок, колес, ведер и специальных держателей.