Соборы, замки, дворцы, площади

  1. Колизей
  2. Вилла Боргезе
  3. Народная площадь
  4. Площадь Испании
  5. Мавзолей Августа
  6. Замок Св. Ангела
  7. Фонтан Треви
  8. Дворец Квиринале
  9. Площадь Навона
  10. Пантеон
  11. Алтарь Отечества
  12. Колонна Траяна
  13. Римский форум
  14. Капитолийский холм
  15. Арка Тита
  16. Собор Св. Петра
  17. Арка Константина
  18. Церковь Св. Марии Маджоре
  19. Святая лестница
  20. Церковь Св. Иоана
  21. Церковь Св. Павла вне стен
  22. Трастевере
  23. Тибрский остров
  24. Фонтан Тритон
  25. Собор Св. Петра в цепях
  26. Базилика Св. Лоренцо
  27. Церковь Св. Марии в Трастевере
   

Соборы, замки, дворцы, площади

Собор Св. Петра

Собор Св. ПетраО шедеврах римской архитектуры, о необыкновенном колорите этого города можно говорить долго. Здесь сохранились и очень древние постройки, созданные до нашей эры, и памятники недавно минувших веков. Римляне бережно относятся к своему городу: в его черте запрещено строительство зданий современной архитектуры.

На территории Рима находится город-государство Ватикан, резиденция первосвященника римско-католической церкви - папы Римского. Главный собор всех верующих - Собор Святого Петра.

Фасад Собора Св. ПетраПоразительны размеры площади Святого Петра (огромный эллипс, наибольший диаметр которого равен 240 м) и ее планировка, осуществленная по гениальному проекту архитектора Лоренцо Бернини, придавшему площади с помощью монументальных боковых колоннад особое символическое значение. Бернини сравнил колоннады с материнскими объятиями церкви. Эти колоннады, расположенные полукругом вдоль коротких сторон площади состоят из четырех параллельных рядов колонн тосканского и дорического ордера (284 колонны), образующих три внутренних прохода. Над антаблементом возвышаются 140 огромных статуй Святых.

По преданию на месте собора принял мученическую смерть и был захоронен Святой Петр - "князь" Апостолов. При папе Анаклете на этом месте была построена усыпальница. В 324 году император Константин заменил скромную усыпальницу на базилику в стиле, характерном для раннехристианских церквей Рима. Завершенная в 349 году Констанцием, сыном Константина, эта базилика со временем значительно обогатилась за счет щедрых даров пап и богатых жертвователей. Тысячу лет спустя после ее основания базилика Св. Петра превратилась в руины, и только при папе Николае V началось восстановление и расширение базилики на основе проекта Бернарде Росселлино. В самый разгар строительства, когда началось возведение новой кафедры, все работы были прекращены в связи со смертью папы Николая V. И только в 1506 году при папе Юлии II делла Ровере строительные работы были возобновлены. Большая часть бывшей базилики была разрушена Браманте (получившим титул мастера-разрушителя), который решил построить здание заново в современном классическом стиле: то есть здание должно было иметь в плане греческий крест.

ЗаСобор Св. Петра полвека в строительстве собора участвовали многие зодчие, среди которых - Микеланджело, который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Вслед за Микеланджело здесь работали такие мастера, как Виньола, Пирро Лигорио, Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, которые строго следовали принципам, завещанным Микеланджело. Затем, при папе Павле V, было решено вновь перепланировать здание базилики, вернувшись к идее латинского креста. С этой целью архитектор Карло Мадерна добавил с каждой стороны здания по три капеллы и продлил неф до размеров современного фасада. Работы были начаты им в 1607 году и завершены в 1612. Для строительства потребовались "целые горы травертина из карьеров Тиволи".

Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой коринфских колонн и пилястров центрального портала и боковых арок. Верх украшен девятью балконами. Венчающим элементом является аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных статуй Апостолов (кроме Св. Петра), Христа и Иоанна Крестителя. И наконец, над всем этим доминирует величественный купол с мощными нервюрами - творение Микеланджело. В 1629 году работу в соборе возглавил гениальный архитектор Лоренцо Бернини. Он придал собору ярко выраженную барочную окраску. Достаточно упомянуть декорировку центрального и боковых нефов, создание знаменитого бронзового балдахина (открытого в день Св. Петра в 1633 году), а также декорировку пилястров основания купола чертырьмя огромными статуями и, наконец, возведение в глубине апсиды Кафедры Св. Петра, которая является одним из самых великолепных архитектурных достижений Бернини. Она включает в себя старинную деревянную кафедру, с которой, по легенде, проповедовал сам апостол Петр.
Собор Св. Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников: от прекрасной Пьеты Микеланджело, изваянной мастером в 1499 - 1500 годах в возрасте 25 лет, до бронзовой статуи XIII века Св. Петра благословляющего, сидящего с ключами в руках - символом папской власти; надгробные памятники папам, гробницы пап. В соборе, восхищающем посетителей своими громадными размерами (он является самым большим собором в мире), находится множество великолепных мраморных статуй.

К собору примыкает Музей истории Собора Св. Петра, или Музей истории искусств, созданный Джован Баттиста Джовенале. В нем находится Сокровищница Св. Петра - огромное наследие церкви, которое удалось сохранить несмотря на повторявшиеся из века в век грабежи сарацинов, на жестокое разграбление Рима в 1527 году, а также конфискации, проходившие в наполеоновскую эпоху.

 
| На главную страницу | Вверх
© TRIST...T