Палермо

ПАЛЕРМО

Палермо — главный город крупнейшей области Италии, административный центр одноименной, самлй большой провинции области. Население — более 700 000 жителей. Покровителем города считается Святая Розалия. Праздник в ее честь и праздник города — 15 июля.

Палермо был основан финикийцами в 734 г. до н.э., тогда поселение называлось Сус (Zyz), что означает «цветок». Хорошее местоположение способствовало быстрому развитию торговли и коммерции, а создание порта – главной стоянки карфагенского флота привело к дальнейшему росту города. Во времена римской империи Палермо оставался важным и крупным портом - Colonia Augusta Panormitanorum. Это был не только порт, но и житница Древнего Рима. В 535 г. римлян сменили византийцы, а в IX веке уже сарацины завоевали Палермо, сделав его столицей Сицилии и важнейшим торговым центром острова. В это время в городе было построено более 300 мечетей. Но это был и период толерантности: ни христиане, ни евреи не преследовались. Арабы принесли с собой также новую технологию орошения земель, при них остров покрылся цитрусовыми рощами.
В начале XI века в Южной Италии стали оседать норманы и в 1130 году было основано Сицилийское королевство, столицей которого стал Палермо. Норманы проявили себя как очень талантливые и разносторонние правители, они позволили своим новым поданным сохранить свою самобытность. Даже норманнская архитектура свидетельствует о большой гибкости и приспособляемости, объединяя в себе нормандские, византийские, арабские и римские мотивы. Примером этого может служить Кафедральный собор города. В это время возводились замечательные архитектурные строения – церкви и дворцы, велась блестящая придворная жизнь, особенно при Фридрихе II, который перевез сюда из Германии весь императорский двор.

В 1266 г. Карл Анжуйский захватил Палермо, но в 1282 году жители города подняли восстание, направленное против французского правительства, началась война, которая длилась девять лет, и в это время безжалостно преследовались и истреблялись все французы. Затем Петр Арагонский был провозглашен королем и начался период испанского владычества. В 1618 году Тридцатилетняя война охватила всю Европу, это был тяжелый период для Сицилии: высокие налоги, неурожайные годы, враждебное отношения народа к испанцам. Все это вылилось в восстание, которое началось в Палермо, а потом охватило весь остров. Восставшие выгнали вице-короля, понизили налоги и добились роспуска Сената. Правда, вице-король вернул свои права и принял жестокие меры.

В 1734 году город перешел под власть Бурбонов. В начале XIX века Фердинанд I (который был Фердинандом IV в Неаполе и Фердинандом III Сицилийским) решил объединить Неаполитанское королевство и Сицилию, объявив единое королевство Обеих Сицилий. В 1848 году прокатились волнения против власти Бурбонов. Было создано временное правительство и созван сицилийский парламент, но королевские войска подавили восстания.

В мае 1860 году на берег Сицилии (в Марсале) высадился Джузеппе Гарибальди с 1000 добровольцами. После трех дней ожесточенных уличных боев Палермо сдался и был присоединен к объединенной Италии. Однако, в 1866 году, вновь вспыхнул бунт, который был также подавлен. Еще десять лет продолжались волнения и репрессии – так Сицилия привыкала к жизни вместе с континентальной Италией.

Именно в неспокойные 1860-е годы итальянская правящая верхушка впервые услышала о сицилийской мафии, которая изначально поддерживала власть землевладельцев над крестьянами, а уже позже модифицировалась в хорошо организованную преступную структуру.
Если первая мировая война обошла Палермо стороной, то во время Второй мировой войны город понес значительный урон во время бомбардировок союзников, особенно сильно пострадал исторический центр. В 1950-е годы город захлестнула волна приезжих, пытающихся найти работу, возросла потребность в жилье и начался строительный бум, прозванный «разорением Палермо», когда сносились уникальные здания и виллы и на их месте устраивались, например, автостоянки.

Современный Палермо – крупнейший порт и пятый город Италии по численности населения после Рима, Милана, Неаполя и Турина. В первую очередь, поражает огромное разнообразие достопримечательностей, которые подарили древнейшие цивилизации, властвовавшие над ним в течение всей его истории и обильно украсившие город сокровищами своей культуры. Сегодня Палермо с восхищением называют музеем под открытым небом и, наряду с Римом, Венецией, Флоренцией, он входит в число пяти итальянских городов, которые располагают неповторимым архитектурным наследием. В Палермо только лишь церквей, капелл и бывших монастырей – 295 строений, 21 театр и много концертных залов и сценических площадок.

Палермо, 
схема

Обычно туристы любят начинать знакомиться с новым для них городом с главной улицы, на которой находятся основные исторические монументы, государственные и культурные учреждения, фирменные магазины. Очарование Палермо заключается и в его планировке: две главные улицы Палермо Виа Макуэда и Корсо Витторио Эмануэле идут перпендикулярно друг другу и пересекаются у площади XVII века – Кватро Канти (Quattro canti - четыре угла). Это точка пересечения четырех исторических кварталов Палермо: Кальса (Kalsa), Альбергерия (Albergheria), Сералькадио (Seralcadio) и Ла-Лоджиа (La Loggia).

На скошенных углах Кватро Канти возвышается ансамбль балконов, карнизов и ниш, символизирующих четыре городских квартала и четыре времени года. Внизу всех угловых зданий находятся фонтаны, выше которых расположены скульптуры четырех испанских королей: Филиппа II, Филиппа III, Филиппа IV и Карла V. Выше королей идут фигуры Святых: Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы, которые являются покровительницами этих четырех кварталов. С этого перекрестка в конце огромных коридоров, образованных домами, видны в трех направлениях горы, а в конце четвертого — море, которое кажется совсем близким, словно город «свалился» в воду.

Начнем наше путешествие по городу с западной части квартала Альбергерия, так так по традиции, местом высадки туристов, прибывающих автобусами на экскурсию в Палермо, является площадь Джузеппе Верди, справа от Театра Массимо – оперного театра города, крупнейшего в Италии и одного из самых больших в Европе и при этом славящаяся своей превосходной акустикой. Строительство театра было начато в 1874 году архитектором Джованни Баттиста Филиппо Базиле, через 10 лет после объявления международного конкурса на проект строительства крупного оперного театра в городе, который должен был напоминать о недавнем национальном единстве Италии. После смерти Джованни Батиста, строительство театра продолжил его сын Эрнесто и, лишь спустя 22 года после закладки фундамента, театр распахнул свои двери для любителей оперы, презентовав в тот день оперу Джузеппе Верди «Фальстаф». Базиле был вдохновлён древней сицилийской архитектурой и театр был сооружен в неоклассическом стиле, включая элементы греческих храмов. При входе в театр установлены фигуры двух львов – две аллегории: Трагедия (работа Бенедетто Чивилетти) и Лирика (работа Марио Рутелли). Зрительный зал, выполненный в стиле позднего ренессанса в форме классической подковы с семью ложами, вмещает в себя 3000 человек. Скульптуры бюстов великих композиторов для театра изваяли итальянский скульптор Джусто Лива и его сыновья. В 1974 году театр был закрыт на полную реставрацию, но из-за политической нестабильности в те годы и коррупции, она затянулась на 23 года. В дневное время по театру проводятся экскурсии (стоимость билета – 3 евро). Театр Массимо служил декорацией для многих кинофильмов, но, пожалуй, наиболее известный фильм, где снимались сцены на знаменитой лестнице театра и в зрительном зале – это фильм Френсиса Копполы «Крестный отец – 3».

Если выйти из Театра Массимо и пройти немного налево по Виа Макуэда, которая плано переходит в Виа Руджеро Сеттима, то на противоположной стороне, на одноименной площади, можно увидеть второй величественный театр Палермо – Театр Политеама имени Гарибальди. Название театра происходит от латинского polytheama, то есть «театр, где идут представления разных жанров». В наши дни в театре тоже идут самые разные спектакли и концерты.

На улицах Виа Макуэда и Виа Руджеро Сеттима много магазинов, среди которых два универмага: «Ла Ринашенте» и «Коэн». После площади Руджеро Сеттима, в западной части города, центральная улица называется Виа Либерта, на которой расположены магазины известных итальянских марок.

Прежде чем покинуть район улиц Виа Макуэда – Виа Либерта отметим еще один факт, который будет интересен туристам: на площади Руджеро Сеттима (чаще жители называют ее площадью Гарибальди, по имени, который носит стоящий в центре театр Политеама), справа, если стоять лицом к театру, находится начальная остановка красных, двухэтажных, радиофицированных, туристических автобусов, которые курсируют по двум маршрутам (линия А с 9-ю остановками и линия В с 7-ю остановками) по 60 мин. каждый. Как и в других городах мира, где организована работа таких туристических автобусов, можно выйти на любой остановке и продолжить свой путь на слудующих по маршруту автобусах. В Палермо, аудио рассказ по маршруту ведется на 8 языках, в том числе и на русском (8 канал). С 1 апреля по 30 ноября автобусы по линии А отходят каждые 30 мин., начиная с 9.30 утра до 17 часов., а по линии В – 5 раз в день, начиная с 14 часов. С 1 декабря по 31 марта – автобусы по линии А отходят 5 раз в день с 10 утра до 13 часов, а по линии В – 2 раза в день: в 13.30 и в 14.30. Стоимость билета на оба маршрута для взрослого – 20 евро, для ребенка (до 15 лет) – 10 евро. Есть семейный билет (2 взрослых и 3 ребенка) – 50 евро.

Вернемся к оперному Театру Массимо и продолжим путь на восток города по Виа Макуэда. Пройдя немного мимо магазинов обуви и верхней одежды мы увидим один из центральных, палермитанских, уличных рынков: по обе стороны от Виа Макуэда отходит узкая, длинная улица, мостовая которой заполненна прилавками с различными промышленными товарами, а за прилавками – сплошные магазины. На концах улицы–рынка – продукты. Продолжим свой путь на восток и вскоре увидим маленькую, очень красивую площадь – это и есть Квадро Канти, как мы уже знаем, точка пересечения всех 4-х кварталов исторического Палермо. Продолжим знакомиться с кварталом Альбергерия и заодно посмотрим исторические памятники, расположенные в соседнем историческом квартале – Сералькадио. Пройдем по Корсо Витторио Эмануэле по направлению к Пьяцца Индепенца (Площадь Независимости) и вскоре мы увидим знаменитый Кафедральный собор Палермо, называемый также Санта-Мария-Ассунта (Vergine Maria Santissima Assunta in cielo), возведение которого было начато в 1185 году при архиепископе Гуалтьеро Офамилио. Раньше на этом месте находилась византийская церковь, в 831 году церковь переделали в мечеть, а в 1072 году мечеть опять стала христианской церковью. Позже собор несколько раз перестраивался и представляет собой смешение архитектурных стилей. Портик в стиле каталонской готики, созданный в 1430 году. Башни также в стиле готики, стрельчатые окна в норманнской часовне были прорублены в XV веке. Купол в стиле барокко построен в XVIII веке. На левой колонне южного портика сохранилась надпись из Корана. В своем основании собор имеет латинский крест. В двух первых приделах с правой стороны находятся гробницы императоров и норманнских королей, а с правой стороны от алтаря находится придел Святой Розалии – покровительницы Палермо, которая в XII веке спасла город от эпидемии чумы. Считается, что молитвы к ней помогают избавиться от тяжелых заболеваний. Большой интерес представляет сокровищница собора, где хранятся шедевры религиозного искусства, в том числе и диадема Констанции Арагонской, созданная в XII в. (Собор открыт: пн-сб, 8.30 – 17.30).

Почти напротив Кафедрального собора разбита площадь Виттория (Piazza Vittoria), в центре которой, в 1905 году была устроена вилла Бонанно (villa Bonanno): сад с пальмами, домик сторожа, бюст мэра Бонанно, статуя Филиппа V и руины древнеримских домов.

Корсо Витторио Эмануэле заканчивается Новыми воротами (Porta Nuova), которые были построены в 1535 году Карлом V в честь победы над тунисцами. За Новыми воротами находится площадь Независимости, с левой стороны которой возвышается Дворец норманнских королей (Palazzo dei Normanni). Это бывшая крепость, возведенная в IX веке, в период арабского господства, но позже, норманы перестроили ее во дворец и сделали центром королевской власти. В 1132 году Рожер II построил Палатинскую капеллу (Cappella Palatina), жемчужину дворца – базилику без купола, с плоским потолком, тремя нефами и рядами колонн, посвященную святым Петру и Павлу. Она роскошно декорирована, так как строилась как придворная капелла норманнских королей и высшей знати: плоский, резной, деревянный потолок с нависающими сталактитами украшен темперными росписями арабского стиля, а в апсиде и в центральном нефе развертываются библейские и евангельские сюжеты. Иногда открывают для посетителей зал Рожера II, который предназначался для интимных, придворных приемов короля. Его стены украшены византийскими мозаиками 1170 г., которые воспроизводят сцены охоты и отдыха в некоем воображаемом парке, наподобие парадиза. В фантастическом парке-парадизе изображены стилизованные деревья, возле которых в строго геральдических позах стоят львы, кентавры, гепарды, павлины. Все они символизируют определенные достоинства и добродетели: мужество, храбрость, верность.

Недалеко от дворца, на Виа деи Бенедетти, находится церковь Сан-Джованни дельи Эремити (S. Giovanni degli Eremiti), возведенная в 1132 году. Внешний вид церкви представляет поразительное соединение норманнского стиля с мусульманским: церковь романской архитектуры увенчивают пять небольших куполов розового цвета, характерных для арабских мечетей. В церкви сохранились остатки мозаик византийского происхождения. Позади церкви находится небольшой монастырь с внутренним двориком, украшенным пышной растительностью.

В квартале Альбергерия, на Пиацца Каза Професса, расположена одна из исторических, барочных церквей Сицилии – церковь Джезу (Gesu, S.Maria di Gesu), называемая также Каза Професса (Casa Professa), возведенная в 1578 году иезуитами, появившиеся в Палермо в 1549 году. В XVII веке иезуиты были изгнаны, а церковь перестроили - появились боковые капеллы, интерьеры в стиле барокко. Во время Второй мировой войны церковь сильно пострадала, но была полностью восстановлена. В этом квартале расположен еще один исторический рынок – Балларо (Ballaro'), один из самых больших и живописных рынков Палермо. Он раскинулся от церкви Джезу до Корсо Тукори. Среди рыночных рядов, на маленькой, но бойкой площади Пьяцца Кармине затерялась церковь Кармине Маджоре (Carmine Maggiore), построеная в 1626 году, пестрый купол которой виден издалека. Рядом, с боку от Пьяцца Балларо, находится церковь Сан Николо ал Албергерия (S. Nicolo All’Albergheria), построеная норманнами в XII веке, которая была сильно повреждена землетрясением 1726 года. Рядом, возвышается одноименная, 35-и метровая башня, пристроенная в XIII веке. На верх ведут 83 ступени и в опреленные дни и часы можно подняться наверх и полюбоваться панорамой Палермо. Квартал Альбергерия, особенно вокруг рынка Балларо, очень живописен. Здесь можно забыть про карту и просто плыть по уличному течению, заглядывая во дворики и подворотни, не пропуская узкие улочки и маленькие площади.

Туристы, прибывающие в Палермо на поезде, выйдя на привокзальную площадь попадают в квартал Кальса, сильно постадавшего во время Второй мировой войны. Название квартала происходит от арабского «Al-Khalisa», т.е. чистейший. По нему проходит, пересекает Корсо Витторио Эмануэля и переходит в квартал Ла-Лоджиа одна из прямых, красивый, торговых улиц города – Виа Рома, знаменитая еще и тем, что на ней стоит историческая гостиница «GRAND HOTEL ET DES PALMES», где, к новому 1882 году Рихард Вагнер закончил своего «Парсифаля» и 35 минут позировал молодому Ренуару. Вагнер провел в Палермо предпоследнюю зиму и последнюю весну своей жизни, признав, что образ Италии сложился для него в завершенную картину лишь после того, как он узнал Сицилию. В этом отеле жили Ги де Мопассан, Андрей Белый и многие другие деятели литературы и искусства, политики, общественные деятели.

В квартале Кальса, на Пьяцца Беллини, находится самая знаменитая средневековая церковь Палермо - церковь Марторана (Martorana), называемая также S. Maria dell’Ammiraglio или San Nicolo dei Greci, построенная в 1143 году по инициативе норманнского короля Рожера II в честь победы адмирала Георгия Антиохийца над арабами. Несмотря на то, что церковь неоднократно перестраивалась, внутри просматривается ее изначальный план в виде греческого креста. Небольшой, купольный храм украшен мозаиками XII века, созданными византийскими и сицилийскими мастерами. Особо дерзкая мозаика по тем временам – изображение короля, получающего власть прямо из рук Господа, минуя папу римского. Напротив – церковь Святой Екатерины (S. Caterina), возведенная в 1566-1596 гг. Недалеко находится церковь Сан Катальдо (San Cataldo) – храм XII века в арабо-норманнском стиле, увенчанный тремя красными куполами.

Однако, вернемся на Корсо Витторио Эмануэле, разделяющая 4 исторических кварталов попарно и посмотрим на фонтан Претория, созданный Франческо Камильяни, который является главным украшением одноименной площади. Фонтан был сделан во Флоренции в 1554 году и в 1581 году перенесен в Палермо, предварительно разобранный на 644 части. Для освобождения места под фонтан даже были снесены ряд зданий, но, из-за обнаженных статуй, он не пришелся по вкусу горожанам, и они прозвали его «Фонтаном стыда». Статуи изображают языческих богов, русалок, сатиров и реки Палермо. Перед фонтаном находится городская ратуша.

Если пройти по Корсо Витторио Эмануэле по направлению к морю, но можно выйти на Пьяцца Марина, которая когда-то была главной площадью старого Палермо и в средние века здесь казнили преступников, устраивали рыцарские турниры и кукольные представления. В то время, площадь была частью порта, но море отступило и теперь это шумная площадь с оживленным движением. В центре площади расположен парк имени Гарибальди, где растут фиговые деревья с огромными, оголенными корнями. Чуть дальше находится дворец Кьярамонте (Palazza Chiaramonte), построенный для Манфредо Кьярамонте – представителя одного из самых влиятельных семейств Сицилии. По приказу новых, арагонских правителей Сицилии, Манфредо был обезглавлен прямо перед своим дворцом. Сегодня здесь размещаются университетские службы. Если продолжать путь по Корсо Витторио Эмануэле по направлению к морю, то на Пиацца делле Догане можно увидеть церковь Санта Мария делла Катена (S.Maria della Catena), построенная в 1490-1520 гг. В то время церковь стояла на самом берегу моря, где находилась цепь (catena), которая закрывала порт, отсюда и пошло название церкви. Церковь является ярким примером сицилийской архитектуры с готико-каталанскими элементами и элементами позднего Возрождения. Корсо Витторио Эмануэле заканчивается воротами Палермо, ведущие к морю - Porta Felice.

Вернемся на Пьяцца Марина и свернем на Виа Аллоро. Здесь, в узком переулочке, зажатая домами, находится церковь Санта Мария дельи Анджели (S. Maria degli Angeli), более известная как Ла Ганча (La Gancia), построенная в 1490 году при приюте для больных и бедных. В церкви, над входом, находится старейший орган Палермо (1620 год).
Церковь Ла Ганча связана с событиями 1860 года: ее колокол бил в набат и над ее колокольней поднялось знамя, как сигнал к началу восстания. Сегодня, этот колокол хранится в церковном дворике. Если от Пьяцца Марина пройти по узкой Виа Лунгарини, то можно увидеть красивое здание дворца Мирто – древней арабской крепости. Над входом висит герб норманнской семьи Филангери, которой принадлежал дворец вплоть до 1980 года. Недалеко от дворца Мирто, на Пьяцца Сан Франческо, расположена церковь Святого Франциска Ассизского (S.Francesco d’Assisi), возведенная еще в XIII веке и позднее украшенная фресками. При землетрясении 1823 года церковь сильно пострадала и была восстановлена в неоклассическом стиле. Перед церковью крошечная площадь, заполненная столиками, где находится легендарная античная фокачерия (ресторан) Святого Франциска. Это совершенно уникальное заведение общепита, имеющая богатейшую историю, которая начинается с 1834 года, когда король Сицилии подарил часовню дворца Сан Франческо королевскому повару Антонио Алаимо, имя которго вскоре стало известно среди аристократии и интеллектуальной элиты того времени. Когда Руджеро Сеттима праздновал свое назначение на пост главы правительства Сицилии, то вся еда и вино «Марсала» были заказаны в фокачерии. История гласит, что Гарибальди и его тысяча единомышленников также обедали в этом заведении в дни объединения Италии. Здесь бывали регенты Италии, Испании, Бельгии, известнейшие писатели и общественные деятели, художники, актеры и др. Сегодня, уже пятое поколение семьи – братья Контичелло готовят знаменитые палермитанские блюда.

В квартале Кальса можно посмотреть много исторических памятников: церковь Санта Мария делла Пьета (S. Maria della Pieta) (на Виа Торремузза) – пример сицилийского барокко, возведенная в 1678-1684 гг. Джакомо Амато; церковь Санта Тереза алла Кальса (S.Teresa alla Kalsa) (на Птацца Кальса) – еще один пример сицилийского барокко, построеная в 1706 году также по проекту Джакомо Амато; церковь Санта Мария делло Спазимо (S. Maria dello Spasimo) (на Пиацца Маджионе) – одна из самых древних церквей Палермо, возведенная в 1506 году. В 1520 году Рафаэль написал для церкви картину «Несение креста» (Lo Spasimo di Sicilia),оригинал которой сегодня находится в музее «Прадо» в Мадриде. С 1582 г. в церкви стали проходить спектакли и данная церковь стала своего рода первым театром в Италии. Когда на Палермо обрушилась эпидемия чумы, в церкви разместили больницу, а с 1855 по 1985 гг. здесь была богадельня. Начиная с 1985 года, волонтеры начали восстанавливать церковь и сегодня здесь разместился культурный центр, организующий театральные и музыкальные представления;

В кавартале Кальса, на Пиаццета Нискеми, находится знаменитый Музей марионеток им. Антонио Паскуалино. Куклы-марионетки (пупи) появились на Сицилии еще в древние времена, а в спектаклях разыгрывались вымышленные сюжеты, битвы между арабами и норманнами. Главная кукла – рыцарь-паладин, воплощает в себе благородство и справедливость. Музей был основан в 1975 году, здесь находятся 3500 кукол-марионеток собранных по всему миру.

В этом же квартале – один из самых обширных ботанических садов Европы, разбитый в 1789 году, где произрастают 12 000 видов растений. Сегодня ботанический сад – одно из подразделений Палермского университета.

Ну и наконец, последний квартал исторического Палермо, квартал Ла-Лоджиа, который с одной стороны упирается в порт и море,а с других сторон его ограничивают Виа Магуеда, Корсо Витторио Эмануэле и Виа Ковур. В этом квартале находится вторая по важности, после Кафедрального собора, одна из больших церквей Палермо – барочная церковь Сан Доменико, возведенная в 1458-1480 гг. (фасад был построен позже, в 1726 году). С 1853 года в Сан Доменико начали хоронить выдающихся сицилийцев.

Однако, в первую очередь, квартал знаменит историческим рынком Вуччирия (Vucciria), образовавшийся благодаря близости порта еще в XII веке. Сюда приплывали генуэзские, пизанские и венецианские купцы, чтобы продать свой товар и купить то, что было нужно им. «Вуччирия» на сицилийском диалекте обозначается «смешивание, путаница» и, даже в настоящие дни, несмотря на то, что сегодня Вуччирия уже не такая большая, здесь «смешиваются» толпы людей, крики продавцов, предлагающих свой товар: овощи, фрукты, рыбу, мясо и специи.