Соборы, замки, дворцы, площади

  1. Колизей
  2. Вилла Боргезе
  3. Народная площадь
  4. Площадь Испании
  5. Мавзолей Августа
  6. Замок Св. Ангела
  7. Фонтан Треви
  8. Дворец Квиринале
  9. Площадь Навона
  10. Пантеон
  11. Алтарь Отечества
  12. Колонна Траяна
  13. Римский форум
  14. Капитолийский холм
  15. Арка Тита
  16. Собор Св. Петра
  17. Арка Константина
  18. Церковь Св. Марии Маджоре
  19. Святая лестница
  20. Церковь Св. Иоана
  21. Церковь Св. Павла вне стен
  22. Трастевере
  23. Тибрский остров
  24. Фонтан Тритон
  25. Собор Св. Петра в цепях
  26. Базилика Св. Лоренцо
  27. Церковь Св. Марии в Трастевере
   

Соборы, замки, дворцы, площади

Народная площадь

Народная площадьПлощадь Пополо - смесь веков, стилей и архитектурных элементов от Древнего Египта до XIX века, наглядное пособие по истории искусств. Обелиск - Египет, ростральные колонны - античность, шишечка колокольни - романско-готическое Средневековье, светлый фасад угловой церкви - Ренессанс. Маньеризм представлен воротами. Наконец, стоящие в глубине (кулисами) парные церкви - типичное барокко, а ведущий в гору пандус зигзагом, лоджия в вышине над ним и львы, извергающие воду веером, - ампир.

Открывается площадь Фламиниевыми воротами (Porta Flaminia, они же Porta del Popolo), через которые веками (пока в Италии не появились железные дороги) въезжали в город все путники, прибывавшие с севера. По этой дороге (проложенной еще в III веке до н.э.) отправлялись завоевывать северные народы римские легионеры. Потом (в V веке н.э.) ее проходили в обратном направлении полчища варваров, периодически совершавших налеты на столицу Западной империи.

От Фламиниевых ворот впервые увидели Капитолийский холм хмурый Данте в 1300 году, проказливый Рабле в 1535-м, мудрый Монтень в 1580-м, Рубенс в 1600-м, Моцарт в 1770-м, маркиз де Сад в 1775-м, Гете в 1786-м, Стендаль в 1816-м, Жуковский в 1838-м и Гоголь в 1840-м.

Площадь Пополо (Piazza del Popolo), открывающаяся за воротами, вызывала у путешественников неизменный восторг. Стендаль, едва попав туда, немедленно рассыпался в похвалах; Гете снял такую квартиру, чтобы видеть ее из окна; маркиз де Сад счел ее исключительно эротичной (два пышных купола как женский бюст и фаллический обелиск посередине).

В левом (от ворот) углу площади стоит церковь Санта-Мария-дель-Пополо (Santa Maria del Popolo), возведенная на том самом месте, где некогда был похоронен император Нерон (которого, кстати, считал своим кумиром вышеупомянутый маркиз де Сад). В Средние века могилу злочестивого императора старались по мере сил обходить стороной: римляне были уверены, что там поселились черти. Конец раздолью нечисти положил только папа Пасхалий II, устроивший в 1099 году целый крестовый поход. Проклятый прах он выкинул в Тибр, надгробие разрушил (при этом "поднялся невообразимый гам, лай и мычание, и жалобные хрюки демонов, и скрежет зубовный бессильной злобы"), а на его месте выстроил церковь, посвященную Богоматери. От Нерона остался только небольшой холмик, скрытый лестницей паперти, а там, где папа боролся с нечистой силой, теперь главный алтарь, украшенный золочеными барельефами на сей захватывающий сюжет.

Впрочем, можно предположить, что император, воскликнувший перед кончиной "Какой художник умирает!", остался бы доволен результатом. Церковь (перестроенная в 1472 году) постепенно превратилась в настоящий музей изобразительных искусств. Из архитекторов к ней приложили руку Браманте и Бернини, а из художников - Пинтуриккьо, Аннибале Карраччи и Рафаэль. Особенно примечательна капелла Киджи (вторая слева) - уникальный пример сотрудничества двух гениев. Купол и две парные гробницы-пирамиды для братьев-банкиров Киджи делал Рафаэль; он же придумал мозаики на потолке и статуи пророков - Иона и Илии. Вторую пару пророков - Аввакума и Даниила - делал Бернини, а "Рождество Богородицы" на алтаре писал Себастьяно дель Пьомбо. Кроме того, при капелле имеется единственная в своем роде архибарочная усыпальница княжны Одескальки, скончавшейся двадцати лет от роду.

Народная площадьЛюбители Возрождения приходят в Санта-Мария-дель-Пополо ради росписей Пинтуриккьо, по свежей наивности не уступающих современнику Боттичелли ("Рождество" в капелле Делла-Ровере, первой справа, и "Поклонение волхвов" за алтарем). Но самое главное - это два шедевра Караваджо в капелле Черази (слева от главного алтаря). На одной изображено "Обращение Савла", на другой "Распятие апостола Петра" (Петр висит на кресте вниз головой, чтобы не слишком уподобляться учителю).

Замыкают панораму площади две барочные церкви-близняшки, Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) и Санта Мария ин Монтесанто (Santa Maria in Montesanto). А от них веером расходятся три улицы - Рипетта (Via della Ripetta), Корсо (Via del Corso) и Бабуино (Via del Babuino) - так называемый "Трезубец" (Tridente).

 
| На главную страницу | Вверх
© TRIST...T